+7 (861) 22-78-528
г. Краснодар,ул. Евдокии Бершанской, 416
Врата храма открыты ежедневно с 9:00 до 18:00

Церковная иерархия

На высшей ступени иерархической лестницы Армянской церкви стоит Католикос Всех Армян и является духовным предводителем всего армянского народа, пастыреначальником и патриархом рассеянных по всему миру около 9 млн армян чад Армянской церкви. Получая при рукоположении благодать Святого Духа, он получает и власть передавать ее епископам, которые, в свою очередь, передают ее при рукоположении священникам, а последние – народу. Итак, в иерархию Армянской церкви входят три основные степени священства, представители которых через рукоположение и миропомазание получают благодать Святого Духа и власть передавать ее другим.

В иерархии Армянской апостольской церкви глава Церкви – Католикос (от греческого katholikos – «всеобщий») – стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов.

Официальный титул католикоса: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян. В официальных документах, каковыми являются Кондаки, полностью титул звучит следующим образом:«Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос Всех Армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина». Помимо титула знаками отличия Католикоса Всех Армян являются герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.

В отличие от Православной церкви в иерархии Армянской апостольской церкви глава Церкви, католикос, стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов. Католикос представляет централизованную власть Армянской церкви. Он главный законодатель и верховный судья. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение св. мира, издание новых законов и благословение новых праздников, основание новых епархий. Он является верховным хранителем священных реликвий и сокровищ Церкви, духовным отцом нации и Верховным Патриархом. Католикос избирается Церковно-Национальным собором пожизненно.

Святейший Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян представляет высшую централизованную церковную власть Армянской церкви, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. В Армянской церкви католикос избирается пожизненно. Избрание католикоса осуществляется Национально-Церковным собором, высшим органом Армянской церкви, который созывается в Первопрестольном Эчмиадзине. В компетенции Собора также находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. Собор состоит как из духовенства, так и из мирян, представляющих все церковные епархии и общины Армянской церкви во всем мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400 представителей. Как правило, католикоса избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа. На первом тайным голосованием по большинству поданных голосов избираются пять епископов, претендентов на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. Ныне на Эчмиадзинском Престоле 132-й преемник св. Григория Просветителя Католикос Гарегин II, избранный 27 октября 1999 года. При католикосе действует Верховный Духовный Совет. В настоящее время он состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

Епископ – высшая степень церковной иерархии. Епископство олицетворяет единство Церкви. Епископ – это глава и духовный предводитель всех церквей одного политико-географического региона (епархии). Епископу принадлежит право рукоположения и миропомазания дьяконов, священников и освящения храмов. В Армянской церкви епископ рукополагается и принимает миропомазание от католикоса. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства, имеющего ученую степень архимандрита. За особые заслуги перед Церковью и длительное служение епископу может быть присвоен титул архиепископа.

Второй, основной ступенью церковной иерархии является посвящение в сан священника. В сан священника может быть рукоположен только дьякон. Священники могут совершать все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. кроме таинства рукоположения (священства) и освящения мира. Обязанностью священника является пастырство, т.е. попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств, богослужений и треб. Более достойным и заслуженным священникам дается звание старшего священника. В Армянской церкви, как и в Православной, священники бывают и женатыми, и безбрачными. Для того чтобы стать священником, избранник должен состоять в браке не менее года и иметь сына. Иеромонах (безбрачный священник – абеха) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает вегар (особый головной убор – клобук) как символ отречения от мира.

Первой ступенью церковного посвящения является дьякон (саркаваг). Дьяконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Некоторые дьяконы удостаиваются звания старшего дьякона. В дьяконы рукопологают из числа служащих в церкви чтецов. Чтецы (дпир) в свою очередь подразделяются на псаломщиков, пономарей, фонарщиков и ключников.

Ученые степени Армянской Цервки

Армянская церковь присваивает своим служителям две степени учености:

  • Архимандрит (вардапет) – соответствует степени кандидата наук,
  • Протоархимандрит (тцайрагуйн вардапет) – соответствует степени доктора наук. Ученые степени присваиваются только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают только те епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. При присвоении ученой степени архимандриту вручается жезл с двуглавой змеей, который символизирует мудрость и данную ему власть учить и проповедовать.

Его Святейшество Гарегин II

Церковная иерархия

Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян

В 1965 году поступил в семинарию Святого Эчмиадзина, которую окончил с отличием в 1971 году. В течение года после окончания учебы преподавал в семинарии. В 1970 г. рукоположен во диакона, в 1972 г. — в монашество (безбрачие), при этом получил священническое имя Гарекин. Вскоре после этого Его Святейшество Васкен I (Католикос Всех Армян, 1956-1994 гг.) отправил нового священника в Вену для изучения богословия. В 1975 году о. Нерсисян переехал в Германию, где учился и окончил Боннский университет, одновременно служа пастором местной армянской общины. После непродолжительного возвращения в Армению он поступил в аспирантуру Российской православной академии в Загорске, Россия, которую окончил в 1979 году.

В марте 1980 года он поступил на службу в Араратскую Папскую епархию, самую многочисленную епархиальную юрисдикцию Армянской Церкви, включающую столицу Ереван и окрестности Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Назначенный главой этой епархии в июне 1983 года, он был возведен в сан епископа 23 октября того же года рукой Его Святейшества Васкена I. Католикос Васкен пожаловал ему титул архиепископа в ноябре 1992 года.

В течение последнего десятилетия архиепископ Нерсисян был заметной фигурой в религиозной, общественной и культурной жизни Армении. Начатые им благотворительные миссии помогли его пастве в их борьбе за построение свободного и достойного общества на физических руинах землетрясения 1988 года и духовных обломках Армении советского периода. Он был известен тем, что использовал технологии, особенно телевизионные передачи, в качестве инструмента евангелизации и распространения информации. После смерти Католикоса Васкена I архиепископ Нерсисян был кандидатом на папский престол на Национальном Духовном Собрании в апреле 1995 года, но уступил победу Его Святейшеству Гарегину Саркисяну, который впоследствии стал Католикосом Гарегином I (Католикосом Всех Армян, 1995-1999 гг.). ). Последний лечился от рака в Нью-Йорке.

Он был избран Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян 27 октября 1999 года, когда более 450 делегатов от юрисдикций Армянской Церкви со всего мира собрались на Национальном Духовном Собрании в Святом Эчмиадзине, Первопрестольном Церкви, расположенном в Республике Армения. . Его хиротония и интронизация последовали 4 ноября. Будучи 132-м в непрерывной линии католикосов, восходящей к четвертому веку, католикос Гарегин II председательствует в Высшем духовном совете (руководящей коллегии епископов Армянской церкви) и является главным пастырем 7 миллионов армянских апостольских христиан в мире.

Архиепископ Мовсес Мовсесян

Церковная иерархия

Его Преосвященство архиепископ Мовсес Мовсесян (в миру Камо Мовсесян) родился 13 сентября 1964 г. в селе Гохт Абовянского района современной Котайкской области.

В 1981 г. окончил среднюю школу родного села. 
В 1982 г. поступил в Духовную семинарию Первопрестольного Св. Эчмиадзина и в 1989 г. окончил ее. 
В 1983-1985 гг. служил в Советской армии. 
В 1989 г. был рукоположен во дияконы. В том же году по благословлению Католикоса Всех Армян Вазгена I направился в Загорск (Сергиев Посад) для продолжения образования в аспирантуре Московской духовной академии Русской православной церкви, где и получил степень кандидата богословия. 
В 1991 г. архиепископом Тер Нерсесом Позапаляном был рукоположен в безбрачные священники. 
По благословлению Католикоса Всех Армян Вазгена I был назначен духовным пастырем московской армянской общины. 
В 1996 г. в Эчмиадзине из рук Католикоса Всех Армян Гарегина I получил Архимандритский Посох. 
В 1998 г. был назначен настоятелем монастыря Св. Рипсиме. 
В 2000 г. по благословлению Католикоса Всех Армян Гарегина II был назначен главой Епархии Юга России. 
30 сентября 2001 г. Католикосом Всех Армян Гарегином II рукоположен во епископы.


Духовные литературные труды:

Темой дипломной работы в Духовной академии была «Школа Акнер».
Архимандритская диссертация была защищена на тему «Христология Овнана Одзнеци».
В Московской духовной академии защитил диссертацию по богословию на тему «Армянские епархии в России».


Священнослужители

Священник Тер Наири 

Церковная иерархия

Тер Наири родился 24.03.1982 г. в Эчмиадзине.  В 1999-2005 г. поступил и закончил Геворкянскую духовную семинарию. В декабре 2004 г. был рукоположен в диаконы от руки епископа Езраса Нерсисяна. С 2006-2009г Служил в армии и был духовным Советником командира полка по религиозным вопросам. 19 Декабря 2009 г. был рукоположен в священники от руки епископа Врданэса Абрамяна. 5 Февраля 2010 г. по благословению католикоса всех армян Гарегина || был отправлен в епархию Краснодарской и Северокавказской святой Армянской Апостольской Православной церкви, для дальнейшего служения. С 2010-го по 2023 г. служил священником армянской Апостольской церкви Св. Саргиса в городе Адлер. По благословению главы епархии Архиепископа Мовсеса Мовсесяна, с 1 февраля 2023г. был назначен настоятелем армянской церкви Св. Саака и Месропа в г. Краснодар.

Женат, имеет двое детей.