+7 (861) 22-78-528
г. Краснодар,ул. Евдокии Бершанской, 416
Врата храма открыты ежедневно с 9:00 до 18:00

История церкви Святого Саака и Святого Месропа

Церковь Святых Саака и Месропа в поселке Пашковский была построена по инициативе армянской общины в конце 90-х годов прошлого века, чтобы облегчить доступ верующих, особенно пожилого возраста, к храму в отдаленном районе Краснодара. Фундамент храма был заложен в 2007 году, а в 2010 году он был освящен и назван в честь святых Саака и Месропа, создателей армянского алфавита, чья миссия играла ключевую роль в сохранении армянской идентичности и культуры.


История Церкви Святого Саака и Святого Месропа начинается с конца 90-х гг. прошлого столетия. Активисты армянской пашковской общины, вдохновленные многочисленными просьбами верующих армян поселка Пашковский, обратились к Главе Епархии Юга России Епископу (ныне Архиепископу) Мовсес Мовсесяну с просьбой благословить начало строительства армянской церкви в поселке. Удаленность Кафедрального Собора, расположенного на другом конце Краснодара, затрудняла регулярное посещение храма многими верующими, особенно пожилого возраста.

История церкви Святого Саака и Святого Месропа

2007-2010

Фундамент храма был заложен в 2007 году и освящен Главой Епархии Епископом (ныне Архиепископ) Мовсесом Мовсесяном. Уже 21 ноября 2010, менее, чем через три года, при огромном стечении народа, Глава Епархии Епископ Мовсес освятил храм именами святых, внесших огромный вклад в культуру армянского народа, вполне сопоставимый с принятием христианства Арменией в 301 году. Церковь была названа в честь святых Саака и Месропа, создателей армянского алфавита.

История церкви Святого Саака и Святого Месропа

Святые Саак и Месроп — создатели армянского алфавита

Церковь Святых Саака и Месропа названа в честь создателя армянского алфавита и десятого армянского католикоса.

История церкви Святого Саака и Святого Месропа

Миссия Месропа Маштоца сыграла значимую роль в сохранении идентичности армянского народа, его веры и традиций. О точной дате рождения Месропа неизвестно, но в исторической науке общепринято считать, что он родился между 361 и 362 годами. Также неизвестно и о его родителях, кроме того, что отца Месропа звали Вардан. Маштоц получил образование в начале 370 годов в одной из грекоязычных школ в Тароне и кроме родного армянского владел греческим, персидским и сирийским языками.

Биограф Месропа Корюн сообщает, что Маштоц служил при дворе Аршакидов, царей Великой Армении, в период азарапетства некого Аравана. Был назначен секретарем при армянском дворе и вёл службу при дворе армянского царя Хосрова IV несколько лет.

История церкви Святого Саака и Святого Месропа

Однако спасение распадающегося армянского государства Маштоц видел лишь в укреплении христианской веры среди всего народа. Хронологическими указаниями подтверждается дата принятия Маштоцем монашества, уже в 395-396 годах он покинул царский двор и стал проповедником Евангелия.

Распространение христианства побудило Месропа начать работу по созданию армянского алфавита для перевода Библии и богослужебных книг. Национальный алфавит должен быть стать средством сохранения и развития армянской культуры, самобытности и народного единства. Первые попытки создания алфавита были еще в конце 390 годов, когда Маштоц только начал проповедовать. За содействием Маштоц обратился к католикосу и встретил поддержку со стороны Саака Партева, который имел похожую идею. «Месроп, придя к нему по поводу изыскания армянских письмён, нашёл его ещё более жаждущим их» — пишет Хоренаци.

Так, вместе с католикосом они приступают к поискам подходящего алфавита для перевода богослужебных книг. С этой же целью был созван специальный церковный собор, «созыв совета блаженных братьев, пекущихся о стране, дабы создать алфавит для армянского народа». Это событие получило название «Вагаршапатский синод» и стало не только знаком официальной поддержки Месропа Маштоца со стороны церкви, но и проявлением позиции государства по отношению к общегосударственному вопросу. С этого момента началось создание армянского алфавита, а царская власть Армении присоединилась к просветительскому движению Маштоца и Саака.

Так, первыми словами, написанными армянскими буквами Сааком, стало начало притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского:

Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.

Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.